Главная » Статьи » Уроки Логопеда |
Профилактика дисграфии у дошкольников
Цели: Коррекционные:
1 Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
2. Совершенствование грамматического строя речи(Образование форм творительного падежа и употребление предлогов).
3. Согласование числительных с существительными.
4. Совершенствование зрительного и слухового внимания.
Образовательные:
I. Расширение и активизация словаря по теме «Зима», «Зимующие птицы»
2. Развитие общеречевых навыков.
3. Обогащение лексики родственными словами.
Воспитательные:
1. Воспитание бережного отношения к природе родного края, к птицам.
2. Воспитание отзывчивости.
Оборудование.компьютер, призентация, белая ткань для зимней полянки, зашумлённый рисунок птиц, буквы в мешочках, мнемосхема для поговорки, картина и картинки с подсказками к рассказу «Весёлый снеговик». Кормушки на деление слов на слоги, зимующие птицы для каждого, пеналы для звукового анализа, простые карандаши, снежинка с котятами. Опорная схема для предложения, кружки для звукового анализа , коробочка с сюрпризом.
Ход занятия
1. Орг. момент Приветствие Игра «Давай дружить» «Я вас очень ценю, люблю, верю, что у вас всё всегда получится. Потому что вы у меня очень дружные, внимательные, сообразительные, старательные, умные детки - правда! Давайте покажем, как у нас всё замечательно получается!
2.Отгадывание загадки -Дружно отгадаем загадку «Кто угадай-ка, седая хозяйка? Тряхнет перинки, над миром пушинки» (3има)
З.Закрепление временных отношении (Взмахнуть белой тканью и постелить на полу) -Вы догадались, на какой полянке, мы находимся? (на зимней) -Почему? (потому что сейчас время года зима) Скажите ласковые слова о зиме (Зимушка, зимка, зиманька) -Сколько в году зимних месяцев? -Назовите по порядку (декабрь, январь, февраль)
4. Подбор признаков. Составление предложений с однородными членами. -Какая погода стоит зимой? (холодная) -Если зимой холод, то какая это зима? (зима холодная) -Что выпадает зимой? (Зимой выпадает снег) -Если зимой снежно, то зима, какая? (Снежная) -А если зимой сильный мороз, то какая зима? : (Морозная) -А когда зимой очень холодно, дует сильный ветер, и говорят, что на улице стужа. студёно, то зима какая. (Студёная) -Вспомните все, что вы рассказали о зиме. Охарактеризуйте, какая у нас зима? (Холодная, снежная, морозная, метельная, студёная.) Психогимнастика Покажите мне, как падает снег: А как метёт метель. Как мы ходим по сугробам? На нашей зимней полянке завьюжило, стало холодно - вы замёрзли (имитировать холод, трясутся) озябли (греют руки, дуют, растирают). Чтобы совсем не замёрзнуть катаемся на лыжах . Вы боитесь съезжать с горы - (покажите как вам страшно) Скатились с горы, не упали,- (покажите как нам весело, радостно) Вдохнули свежий, морозный воздух (свежо, хорошо) Закройте глаза и представьте. Вьюга воет Небо укрыли серые тучи, снежинки кружатся в воздухе. Тишина.
-Я превращаю вас в снежинок, до кого дотронусь, тот скажет, какая снежинка. (Белая, пушистая, лохматая, узорчатая, красивая, серебристая, блестящая. искрящаяся, волшебная, холодная, большая, хрупкая)
5.Подбор синонимов -Что делает снежинка? (кружится, танцует, падает, вертится, таит, сверкает, блестит) -Вот и мне на ладошку упала волшебная снежинка. Почему она волшебная, как вы думаете? (не таит, из бумаги.) За окном зима, холод, а у нас в стране знаний тепло и уютно. Займёт своё место тот, кто не порвёт цепочку
Игра «Не порви цепочку» (дети придумывают слова на последний звук придыдущего слова) Холод- дом-мороз-зима и т.д.
-Посмотрите, кто сидит у вас на пеналах. (птицы)
-Как вы назовёте птиц, оставшихся зимовать? (Зимующие птицы)
-Послушайте поговорку - «не нужна птице золотая клетка, а нужна ей зелёная ветка» -Как вы думаете, где этим птицам лучше в клетке или на свободе (дети объясняют смысл, далее повторяют её, хором и индивидуально опираясь на мнемосхему: -Давайте и наших птичек отпустим на свободу.
6.Слоговой анализ. В парке открыта «птичья столовая», я предлагаю вам разделить птиц по кормушкам Если в названии зимующей птицы 2 слога, то вы отнесёте птицу к кормушке, на которой два кружка, если же в названии зимующей птицы 3 слога, то вы отнесёте ее к кормушке, на которой три кружка.
Во-ро-бей го-лубь
Во-ро-на сне-гирь
Си-ни-ца со-ва
Со-ро-ка дя-тел
7.Согласование числительного с существительным.
-Давайте посчитаем, сколько воробьев на кормушке, сколько синиц, ворон, голубей.
-Сколько птиц на первой кормушке.
-Сколько на второй?
8.Звуковой анализ слова. Все птички довольны кроме одной, в её названии вьюга перепутала все звуки, давайте поможем этой птице.
СОРОКА
Откройте пеналы так, чтобы не спугнуть птиц.
-Сколько гласных звуков в слове сорока?
-Назовите их. 0.0.А .
-Сколько согласных звуков слове сорока?
-назовите их С. Р.К.
-Положите в пенал звук С, К.
-Какие звуки остались.
-Молодцы помогли птицы улететь. А вот куда она улетела, узнаете, прочитав слово. Но это не просто сделать.
9.Развитие тактильных ощущение, мелкой моторики. Нужно определить, какая буква спряталась в мешочки и правильно найти её место в слове, но вы же у меня очень сообразительные дети, давайте начнём ( дети на ощупь определяют буквы в мешочках достают их и прикрепляют к доске ,затем читают слово) КОРМУШКА.
10.Составление предложений по опорной схеме. Я буду располагать сороку на кормушке, а вы составлять предложение по схеме.
-Где сидит сорока? (сорока сидит на кормушке)
-Сколько слов в предложении? (четыре)
-Назови первое слово (сорока) (предмет)
-Что обозначает второе слово в предложении. (села) (действие)
-Назовите третье слово. (на) (предлог, который указывает где находиться предмет))
-Назовите четвёртое слово (кормушка) (предмет)
-Сколько всего слов в предложении (четыре).
11 .Подбор родственных слов. А что у нас насыпано в кормушке (корм) Кормушка, корм, кормилица. Это всё родственные слова.
12.Развитие зрительного внимания. Найдите на картинке сову и обведите её глазками Возьмите простой карандаш и обведите им всех зимующих птиц, которых вы найдёте на картинке.
-Сколько птиц вы нашли? -Назовите их. Сова, снегирь, ворона, дятел, голубь, воробей, синица.
13.Физминутка. Давайте немножко поиграем (залезайте в свои домики)
Ты мороз,мороз, мороз,
Не показывай свой нос.
Уходи скорей домой
Стужу уноси с собой,
а мы саночки возьмём,
Мы на улицу пойдём.
Сядем в саночки, в самокатчики
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок,
Он превратится в толстый ком,
И станет ком снеговиком.
Ребята слепили вот такого чудесного снеговика. Послушайте, как это было!
14. Пересказ рассказа по картинкам подсказкам . «Весёлый снеговик» Много снега выпало зимой. Вышли ребята во двор снеговика лепить. Те, кто постарше, большие комки катают. Те кто помладше, - маленькие. А любопытные птички на деревьях сидят, за ребятами наблюдают. Большой снеговик получился. Надели ребята ему на голову ведро, из морковки сделали нос, из пуговиц - глаза. В руки снеговику дали дощечку. На неё насыпали семечек и хлебных крошек. Увидели это птички, прилетели, сели на дощечку. Стали крошки клевать» на ребят поглядывать. Радуются ребята: «Вот как ваш снеговик птичек кормит!» А снеговик стоит, смотрят на всех и улыбается.
15. Образование форм творительного падежа.
Покормите птиц зимой,
пусть со всех сторон
К вам слетится, как домом
стайки на крыльцо
Не богаты их корма
Горсть зерна нужна,
Горсть одна и не страшна
будет им зима.
-Зимой холодно и голодно всем птицам в городе. Я приготовила лакомства для птиц. - Сегодня на прогулке вы угостите их. - Посмотрите на корм и скажите кому что? -Я угощу семечками синицу. -Я угощу воробья крошками. -Я угощу снегиря ягодами. -Я угощу булкой голубя.
Итог занятия. -А я вас всех за вашу работу, заботу угощу........... Какие вы у меня замечательные дети, старались, трудились, многому научились. | |
Просмотров: 1933 | Рейтинг: 5.0/9 |
Всего комментариев: 0 | |